Экологический аспект Среди людей Тукано существует сложная система управления природоохранными ресурсами и избежание истощения ресурсов путем чрезмерной охоты. Эта система концептуализирована мифологически и символически по убеждению, что нарушение ограничений охоты может вызвать болезнь. Как основной учитель племенной символики, шаман может играть ведущую роль в этом экологическом управлении, активно ограничивая охоту и рыболовство. Шаман способен «освобождать» игру животных или их души от их скрытых обителей. [50] [51] У людей Пиароа есть экологические проблемы, связанные с шаманизмом [52]. Среди инуитов шаманы приносят души игры из отдаленных мест, [53] [54] или путешествие души, чтобы попросить игру от мифологических существ, таких как Морская Женщина. [55] экономика То, как шаманы получают пропитание и участвуют в повседневной жизни, варьируется в разных культурах. Во многих инуитских группах они предоставляют услуги для сообщества и получают «надлежащую оплату» (культуры), [кто?] Считают, что выплата выплачивается помогающим духам [56], но эти товары являются только «приветствуемыми дополнениями». Их недостаточно, чтобы шаманизировать как полноценную деятельность. Шаманы живут как любой другой член группы, как охотник или домохозяйка. Из-за популярности туризма айауаска в Южной Америке есть практикующие в районах, часто посещаемых туристами, которые зарабатывают на жизнь от ведущих церемоний.Историко-антропологическая школа фольклористики Фольклористы оценили наличие остатков шаманизма и шаманской практики в народных сказках со всего мира. Майкл Берман определил жанр шаманской истории, примеры которой производятся только народными группами с шаманской космологией или шаманским мировоззрением. Kultkrantz указывает, что «в тех областях, где шаманизм давно ушел в прошлое, многие рассказы содержат только неопределенные, разрозненные или неточные воспоминания о шаманах и т. П.». [108] Наличие отличительных характеристик и особенностей шаманских историй помогает фольклористы и антропологи реконструируют практику шаманизма в культуре. [109] Отклонение и оживление / сохранение традиций Считается, что шаманизм снижается во всем мире, возможно, из-за других организованных религиозных влияний, таких как христианство, которые хотят, чтобы люди, практикующие шаманизм, переходили в свою систему и учение. Другая причина - западные взгляды на шаманизм как «примитивные», «суеверные», отсталые и устаревшие. Киты, которые часто взаимодействуют с племенами инуитов, являются одним из источников этого снижения в этом регионе. [110] Недавняя фотография: шаманский врач Кызыла, 2005. (Детали отсутствуют). Предпринимаются попытки сохранить и оживить тувинский шаманизм: [111] прежние истинные шаманы снова начали практиковать, а молодые ученики проходят организованный путь. [112] Во многих областях бывшие шаманы перестали выполнять функции в общине, к которой они привыкли, поскольку они чувствовали себя обманутыми своей собственной общиной [113] или считали свое прошлое устаревшими и не желают говорить об этом с этнографом [114]. ] Более того, помимо личных сообщений бывших шаманов, фольклорные тексты могут непосредственно рассказывать о процессе ухудшения. Например, в бурятском эпическом тексте рассказывается о чудесных делах древнего «первого шамана» Кара-Гюргэна: он мог даже конкурировать с Богом, создавать жизнь, красть душу больного от Бога без его согласия. В последующем тексте говорится, что шаманы более древних времен были более сильными, обладая такими способностями, как всемогущество, гадание в течение десятилетий в будущем, двигаясь так же быстро, как пуля. Основная статья: Шаманизм в Европе Дополнительная информация: Noaidi, саамский шаманизм и финская мифология Дополнительная информация: венгерская мифология и шаманские остатки в венгерском фольклоре Дополнительная информация: Магия в греко-римском мире и европейском колдовстве Дополнительная информация: наскальные рисунки Астувансальми и Астувансалми Некоторые из доисторических народов, которые когда-то жили в Сибири, разошлись и мигрировали в другие регионы, объединив с ними аспекты своей культуры. Например, многие уральские народы сейчас живут за пределами Сибири, однако обсуждаются первоначальное расположение протоуральских народов (и его масштабы). Комбинированные фитогеографические и лингвистические соображения (распределение различных древесных пород и наличие их имен на разных уральских языках) предполагают, что этот район был севернее Центрального Урала и на нижней и средней частях Обской реки. [171] Предки венгерского народа или мадьяр блуждали из своего исконного протоуральского района в Паннонский бассейн. Шаманизм сыграл важную роль в тюрко-монгольской мифологии: Тенгризм - главная древняя вера среди Xiongnu, монгольских и тюркских народов, мадьяр и булгар - включает элементы шаманизма. [172] Шаманизм больше не является живой практикой среди венгров, но остатки зарезервированы как фрагменты фольклора, в народных обычаях, обычаях. [173] Некоторые историки позднего средневековья и раннего современного периода утверждали, что следы шаманских традиций можно увидеть в народной вере верования этого периода. Наиболее заметным из них был итальянский Карло Гинзбург, который утверждал, что шаманские элементы в обычае бэнданданти Италии 16-го века [174] венгерские Éva Pócs, которые идентифицировали их в традициях Венгрии [175] и француза Клода Лекуте, который утверждал, что средневековые традиции в отношении души основаны на более ранних шаманских идеях. [176] Гинзбург, в частности, утверждал, что некоторые из этих традиций повлияли на концепцию колдовства в христианском мире, в частности идеи о субботе ведьм, ведущие к событиям колдовских испытаний в ранний модерн [177]. Некоторые из этих итальянских традиций сохранились в 20-м и начале 21-го веков, что позволило итальянско-американскому социологу Сабине Маглиокко провести краткое исследование их (Мезоамерики Дополнительная информация: религия майя Священник майя совершает исцеляющий ритуал в Тикале. майя Основная статья: Священство майя ацтекский Дополнительная информация: ацтекская астрология и ацтекская религия Южная Америка Тело ребенка Ndyuka Maroon, доставленного до медика, Суринам, Суринам, Южная Америка Урарина Перуанской Амазонки имеет сложную космологическую систему, основанную на ритуальном потреблении айауаски, что является ключевой чертой их общества. [206] Санто Дайме и União do Vegetal (сокращенно UDV) являются синкретическими религиями, в которых используется энтероген, называемый аяхуаска, в попытке соединиться с духовным царством и получить божественное руководство. [57] Амазония Шаман из культуры Шуары в Эквадоре Амазонский лес, июнь 2006 г. Шаман Урарина, 1988 В перуанском бассейне Амазонки и северных прибрежных районах страны целители известны как курандо. Ayahuasqueros - перуанцы, которые специализируются на использовании аяхуаски. [206] Ayahuasqueros стали популярными среди западных духовных искателей, которые утверждают, что ayauasqueros и их айауаски-варезы вылечили их от депрессии до склонности к раку. [57] В дополнение к использованию куранджеров айауаски и их ритуализированного приема мескалинсодержащих кактусов Сан-Педро (Trichocereus pachanoi) для гадания и диагностики колдовства, северо-прибрежные шаманы известны во всем регионе своими сложными и символически плотными целебными алтарями, называемыми мезами (таблицы). [207] Шарон (1993) утверждает, что мезы символизируют дуалистическую идеологию, лежащую в основе практики и опыта северо-прибрежного шаманизма. [208] Для Шарона мезы являются «физическим воплощением сверхъестественного противостояния между доброжелательными и злонамеренными энергиями» (Dean, 1998: 61). [209] В нескольких племенах, обитающих в тропических лесах Амазонки, духовные лидеры также выступают в качестве руководителей дефицитных экологических ресурсов [50] [52] [100]. Богатый символизм в культуре Тукано был задокументирован в полевых работах [50] [210] [211] даже в последние десятилетия XX века. Считается, что yaskomo Waiwai способен совершать полет на душу. Полет души может выполнять несколько функций: исцеление летать в небо, чтобы проконсультироваться с космологическими существами (луной или братом Луны), чтобы получить имя для новорожденного ребенка лететь в пещеру гор пекари, чтобы попросить отца пекарей за изобилие игры летая глубоко в реку, чтобы достичь помощи других существ. Таким образом, считается, что яскомо может достичь неба, земли и воды. [212] Mapuche Среди мачушецев Чили Мачи, как правило, женщина, которая служит общине, выполняя церемонии, чтобы вылечить болезни, отвратить зло, повлиять на погоду и урожай, а также на осуществление других форм исцеления, таких как травничество. аймара Для жителей Аймары Южной Америки Ятири - целитель, который исцеляет тело и душу, они служат общине и совершают ритуалы для Пачамамы. Часть лечебной силы, приписываемой шаманским практикам, зависит от использования алкалоидов растений, взятых во время терапевтических сеансов (Trance and Shamanic Cure на Южноамериканском континенте: психофармакологические и нейробиологические интерпретации, антропология сознания, том 21, выпуск 1, стр. 83-105, ISSN 1053-4202, 2010). огнеземельцы [] Эта статья содержит фонетические символы IPA. Без надлежащей поддержки рендеринга вы можете видеть знаки вопроса, поля или другие символы вместо символов Юникода. Для вводного руководства по символам IPA см. Справку: IPA. Хотя фуэги (коренные народы Огненной Земли) были все охотники-собиратели, [213], они не разделяли общую культуру. Культура материала не была однородной: большой остров и архипелаг позволили сделать две различные адаптации. Некоторые из культур были прибрежными, другие были ориентированы на землю. [214] [215] У Селк'нама и Ямана были люди, заполняющие шаманские роли. Selk'nams полагали, что их / xon / s обладают сверхъестественными способностями, например. для контроля погоды. [216] [217] Фигура / xon / появилась и в мифах. [218] Yámana / jekamuʃ / [219] соответствует Selknam / xon /. [202] Океания См. Также: Умбарра и Тунггал Паналаан На острове Папуа-Новая Гвинея коренные племена считают, что болезнь и бедствие вызваны темными духами или масалаями, которые цепляются за тело человека и отравляют их. Шаманы вызываются, чтобы очистить нездоровых духов от человека. [221] [222] Шаманы также проводят церемонии ополчения и могут якобы улучшить способность охотника поймать животных. [223] В Австралии различные аборигенные группы относятся к своим шаманам как «умные люди» и «умные женщины» также как каджи. Эти аборигенные шаманы используют maban или mabain, материал, который, как считается, дает им предполагаемые магические способности. Помимо исцеления, контакта с духовными существами, участия в посвящении и других секретных церемоний, они также являются исполнителями законов о племени, хранителями особых знаний Циркумполярный шаманизм Культуры инуитов и юпиков Юпик-шаман, изгоняющий злых духов от больного мальчика, Нушагак, Аляска, 1890-е годы. [179] Нушагак, расположенный на Нушагакском заливе Берингова моря на юго-западе Аляски, является частью территории Юпика, выступающей на центральном аляскинском языке юпиков Основная статья: Шаманизм среди эскимосских народов Эскимосские группы обитают в огромном районе, простирающемся от Восточной Сибири через Аляску и Северную Канаду (включая полуостров Лабрадор) до Гренландии. Шаманистическая практика и верования были зафиксированы в нескольких частях этой обширной территории, пересекающей континентальные границы. [45] [64] [180] [] Эта статья содержит фонетические символы IPA. Без надлежащей поддержки рендеринга вы можете видеть знаки вопроса, поля или другие символы вместо символов Юникода. Для вводного руководства по символам IPA см. Справку: IPA. Говоря о «шаманизме» в различных эскимосских группах, мы должны помнить, что (как упоминалось выше) термин «шаманизм» может охватывать определенные характеристики разных культур. [15] Посредничество часто рассматривается как важный аспект шаманизма вообще. [181] Также в большинстве эскимосских групп роль посредника хорошо известна: [182] человек, заполняющий его, на самом деле считается способным связаться с существами, которые заполняют систему убеждений. Термин «шаман» используется в нескольких англоязычных изданиях также в отношении эскимосов. [45] [180] [183] [184] Кроме того, итальянские эскимосы (IPA: [aliɣnalʁi]) переведены как «шаман» в русскую литературу [185] и английский [182]. Система убеждений предполагает конкретные связи между живыми людьми, душами охотничьих животных и мертвыми людьми. [186] Душевные концепции нескольких групп являются конкретными примерами дуалистического дуализма (демонстрируя изменчивость в деталях в разных культурах). В отличие от большинства шаманизмов, карьеры большинства эскимосских шаманов не имеют мотивации силы: становление шаманом обычно является результатом сознательного рассмотрения, а не необходимости, вызванной духами [47]. Разнообразие, сходство Еще одна возможная проблема: существуют ли у систем убеждений различных эскимосских групп такие общие черты, что оправдывало бы их упоминание? Не было политической структуры над группами, их языки были относительными, но отличались более или менее, часто формируя языковые континуумы. В большинстве пострадавших районов практики шаманов перестали существовать, а подлинные шаманы умирали, а их личный опыт умирал с ними. Потеря воспоминаний не всегда уменьшается тем фактом, что шаман не всегда является единственным человеком в сообществе, который знает убеждения и мотивы, связанные с местным шаманским капюшоном (лаики также знают мифы, среди Барасаны, хотя и меньше; 44] есть бывшие ученики-шаманы, неспособные завершить обучение среди народов гренландских инуитов [47], более того, даже лаики могут иметь трансоподобные переживания между инуитами [45], помощник шамана может быть очень хорошо осведомлен среди Дагары). [48] [49] Хотя шамана часто считают и доверяют именно потому, что он «вмешивается» в «грамматику» убеждений сообщества [87], некоторые части знаний, связанных с местным шаманом, состоят из личного опыта шамана (болезнь ), или корень в его / ее семейной жизни (интерпретация символики его / ее барабана), [118], таким образом, те теряются с его / ее смертью. Кроме того, во многих культурах вся традиционная система убеждений ставилась под угрозу (часто вместе с частичным или полным сдвигом языка), другие люди сообщества, помнящие связанные убеждения и практики (или вообще говорящие), стали старыми или умерли , многие фольклорные воспоминания (песни, тексты) были забыты - что может угрожать даже таким народам, которые могли сохранить свою изоляцию до середины 20-го века, как и нганасан. [119] Некоторые районы могут испытывать длительное сопротивление из-за своей отдаленности. Варианты шаманизма среди инуитских народов были когда-то широко распространенным (и очень разнообразным) явлением, но сегодня редко практикуются, а также уже упадка среди многих групп, даже когда делались первые крупные этнологические исследования [120], например, среди полярных инуитов, в конце 19-го века, Саглок, последний шаман, который, как полагали, мог путешествовать на небо и под морем, умер, а многие другие бывшие шаманские способности были потеряны в то же время, как и чревовещание и ловкость. [121] Изолированное местонахождение нганасанского народа позволяло шаманизму быть живым явлением среди них даже в начале 20-го века, [122] последние знаменитые церемонии нганасанских шаманов можно было записать на пленке в 1970-х годах. [123] После примера общего снижения даже в самых отдаленных районах следует отметить, что в ответ на него ожидают усилия по активизации или сохранению традиций. Помимо сбора воспоминаний [124], сохранились также сохранение традиции [125] и даже активизация усилий [126] под руководством настоящих бывших шаманов (например, среди народа Саха Убеждения Существует множество вариаций шаманизма во всем мире, но некоторые общие убеждения разделяются всеми формами шаманизма. Общие убеждения, определенные Элиаде (1972) [5], следующие: Духи существуют, и они играют важную роль как в личной жизни, так и в человеческом обществе. Шаман может общаться с духовным миром. Духи могут быть доброжелательными или злонамеренными. Шаман может лечить болезнь, вызванную злобными духами. Шаман может использовать методы транса, чтобы побуждать дальновидный экстаз и идти на поиски видения. Дух шамана может оставить тело, чтобы войти в сверхъестественный мир, чтобы найти ответы. Шаман вызывает изображения животных как духовные наставники, предзнаменования и носители сообщений. Шаман может выполнять другие разнообразные формы гадания, кричать, бросать кости / руны и иногда предсказывать будущие события. Шаманизм основан на предпосылке, что видимый мир пронизан невидимыми силами или духами, которые влияют на жизнь живых. [57] Хотя причины болезни лежат в духовном мире, вдохновленном злыми духами, для излечения используются как духовные, так и физические методы. Обычно шаман «входит в тело» пациента, чтобы противостоять духовной немощи и исцелять, изгоняя инфекционный дух. Многие шаманы обладают экспертными знаниями о лекарственных растениях, обитающих на их территории, и часто назначают травяное лечение. Во многих местах шаманы учатся непосредственно из растений, используя их эффекты и целебные свойства, после получения разрешения от постоянных или покровителей. В Перуанском бассейне Амазонки шаманы и куррандо используют медикаментозные песни под названием icaros, чтобы вызывать духи. Прежде чем дух может быть вызван, он должен научить шамана его песне. [57] Обычное использование тотемических предметов, таких как скалы со специальными способностями и оживляющим духом. Такая практика, по-видимому, очень древняя. Платон написал в своем «Федре», что «первые пророчества были словами дуба», и что те, кто жил в то время, считали его достаточно полезным, чтобы «слушать дуб или камень, до тех пор, пока он говорил правду». Вера в колдовство и колдовство, известное как brujería в Латинской Америке, существует во многих обществах. Другие общества утверждают, что все шаманы обладают способностью как лечить, так и убивать. Те, кто обладает шаманским знанием, обычно пользуются большой властью и престижем в обществе, но их также можно рассматривать подозрительно или страшно как потенциально опасные для других. [58] Участвуя в своей работе, шаман подвергается значительному личностному риску, от духовного мира, от вражеских шаманов или от средств, используемых для изменения состояния сознания шамана. При неправильном использовании материалы шаманских растений могут быть токсичными или смертельными. Неспособность вернуться из поездки вне тела может привести к смерти. [Править] Заклинания обычно используются для защиты от этих опасностей, а использование более опасных растений часто очень высоко ритуализировано. Концепции души и духа Многообразие функций, описанных выше, может показаться различными задачами, но их можно объединить с помощью основополагающих концепций души и духа. душа Эта концепция может в целом объяснить больше, казалось бы, непривязанных явлений в шаманизме: [59] [60] [61] целебный Эта концепция может основываться на душевных концепциях системы убеждений людей, обслуживаемых шаманом [34]. Он может состоять в изъятии потерянной души больного человека [62]. См. Также концепцию дуализма души. Игра Недостаток охоты Эту проблему можно решить, «освободив» души животных от их скрытых обителей. Кроме того, многие табу могут предписывать поведение