Здесь переадресованы «Шаман» и «Шаманы». Для других целей см. Шаман Часть серии по Антропология религии Бурятский шаман на острове Ольхон, Сибирь влияет на духов бубенСлово «шаман», вероятно, происходит из эвенкийского слова «šamán», скорее всего, из юго-западного диалекта, на котором говорят народы симэвенки. [11] Тунгусский термин впоследствии был принят русскими, взаимодействующими с коренными народами в Сибири. Он встречается в мемуарах ссыльного русского церковника Аввакума [Не существует единого согласованного определения слова «шаманизм» среди антропологов. Английский историк Рональд Хаттон отметил, что к началу XXI века существовало четыре отдельных определения термина, который, по-видимому, использовался. Первый из них использует термин для обозначения «любого, кто связывается с духовным миром, находясь в измененном состоянии сознания». Второе определение ограничивает термин для обозначения тех, кто связывается с духовным миром, находясь в измененном состоянии сознания по воле других. Третье определение пытается отличить шаманов от других магико-религиозных специалистов, которые, как полагают, связывают духов, таких как «медиумы», «колдуны», «духовные целители» или «пророки», утверждая, что шаманы берут на себя какую-то определенную технику, которая не используется другими. Проблематично, что ученые, выступающие за третью точку зрения, не смогли договориться о том, какой должна быть определяющая техника. Четвертое определение, обозначенное Хаттоном, использует «шаманизм» для обозначения коренных религий Сибири и соседних стран Азии [23]. Согласно Центру шаманских исследований Голомта, монгольской организации шаманов, шаман эвенкийского слова более точно переводится как «священник» [24]. Инициирование и обучение Шаманы могут быть «призваны» через сны или знаки. Однако шаманские полномочия могут быть «унаследованы». В традиционных обществах шаманское обучение различается по длине, но обычно занимает годы. Тернер и его коллеги [25] упоминают феномен, называемый шаманским инициирующим кризисом, обрядом прохода для будущих шаманов, обычно связанным с физическими заболеваниями и / или психологическим кризисом. Значительную роль инициативных болезней в призвании шамана можно найти в подробной истории болезни Чуоннасуана, последнего мастера-шамана среди тунгусовых народов в Северо-Восточном Китае. [26] Раненный целитель - это архетип для шаманского суда и путешествия. Этот процесс важен для молодого шамана. Они подвергаются типу болезни, которая подталкивает их на грань смерти. Это происходит по двум причинам: Шаман переходит в подземный мир. Это происходит, поэтому шаман может рисковать своими глубинами, чтобы вернуть жизненно важную информацию для больных и племени. Шаман должен заболеть, чтобы понять болезнь. Когда шаман преодолеет свою болезнь, они будут поддерживать лечение, чтобы исцелить всех, кто страдает. Это странный знак раненых целителей. Слово было принесено в Западную Европу в конце XVII века голландским путешественником Николаем Виценом, который сообщил о своем пребывании и путешествиях среди коренных народов Сибири в тунгусике и самодийских языках в своей книге Noord en Oost Tataryen (1692). [13] Адам Бранд, торговец из Любека, опубликовал в 1698 году его отчет о российском посольстве в Китай; перевод его книги, опубликованной в том же году, ввел слово «шаман» англоязычным читателям. [14] Этимология эвенкийского слова иногда связана с корень тунгуса ša- «знать». [15] [16] Это было подвергнуто сомнению по лингвистическим соображениям: «Возможность не может быть полностью отвергнута, но она также не должна приниматься без оговорок, поскольку предполагаемое деривационное отношение является фонологически нерегулярным (особенно обратите внимание на количество гласных)». [17] Другие ученые утверждают, что слово происходит непосредственно с маньчжурского языка, и как таковое будет единственным широко используемым английским словом, которое является залогом на этом языке. [18] Тем не менее, Мирча Элиаде отметил, что санскритское слово śramaṇa, обозначающее блуждающую монашескую или святую фигуру, распространилось на многие среднеазиатские языки наряду с буддизмом и могло быть конечным происхождением слова Тунгуса. [19] Это предложение было тщательно оценено с 1917 года. Этнолингвист Юха Джанхунен считает его «анахронизмом» и «невозможностью», что является не более чем «надуманной этимологией». [20] 21-го века антрополог и археолог Сильвия Томаскова утверждает, что к середине 1600-х многие европейцы применяли арабский термин шайтан, что означает «дьявол», к нехристианским обычаям и убеждениям коренных народов за пределами Урала [21]. Она предполагает, что шаман, возможно, вошел в различные тунгусские диалекты как коррупцию этого термина, а затем был передан христианским миссионерам, исследователям, солдатам и колониальным администраторам, с которыми люди постоянно сталкивались на протяжении веков. Этнолингвисты не развивались как дисциплина и не контактировали с этими сообществами до конца 19-го века и, возможно, ошибочно «читали назад» во времени о происхождении этого слова.Шаманы претендуют на получение знаний и способность исцелять, вступая в духовный мир или измерение. У большинства шаманов есть мечты или видения, которые передают определенные сообщения. Шаман может иметь или приобретать множество духовных проводников, которые часто направляют и направляют шамана в свои путешествия в духовном мире. Эти духовные проводники всегда присутствуют в шамане, хотя другие сталкиваются с ними только тогда, когда шаман находится в трансе. Духовный наставник активизирует шамана, позволяя им войти в духовное измерение. Шаман исцеляется в духовном измерении, возвращая «потерянные» части человеческой души из того места, куда они ушли. Шаман также очищает избыточные отрицательные энергии, которые смешивают или загрязняют душу. Шаманы действуют как посредники в своей культуре. [28] [29] Шаман общается с духами от имени сообщества, в том числе духа умершего. Шаман общается с живыми и мертвыми, чтобы облегчить беспорядки, нерешенные проблемы и доставить подарки духам. Среди селькупов морская утка - это духовное животное. Утки летают в воздухе и ныряют в воду. Таким образом, считается, что утки относятся как к верхнему миру, так и к миру ниже. [30] Среди других сибирских народов эти характеристики приписываются обычно водоплавающим птицам [31]. Высший мир - это загробная жизнь, связанная прежде всего с умершими людьми, и, как считается, к ней приходит душа, путешествующая через портал в небе. Низший мир или «мир внизу» - это загробная жизнь, связанная прежде всего с животными, и, как считается, ее посещает душа, путешествующая через портал на земле. [32] В шаманских культурах многие животные считаются спиртовыми животными. Шаманы выполняют множество функций в зависимости от их соответствующих культур: [33] исцеление [34] [35], ведущее жертву, [36] сохранение традиции повествованием и песнями, [37] гадание, [38] и действие как психопап (буквальное значение, «руководство душ»). [39] Один шаман может выполнять некоторые из этих функций. [33] Функции шамана могут включать в себя либо руководство к их надлежащему обитанию душ мертвых (которые могут направляться либо по одному, либо в кумулятивной группе, в зависимости от культуры), и / или лечить (исцелять) недомогания. Болезни могут быть либо чисто физическими причинами, такими как болезнь, которые могут быть излечены путем дарения, льстивости, угрозы или борьбы с духом болезни (иногда их попытки последовательно) и которые могут быть завершены путем отображения предположительно извлеченного токена духа болезни (показывая это, даже если «мошеннический», должен произвести впечатление на дух болезни, который был или находится в процессе побежденности, чтобы он отступил и остался вне тела пациента ), а также психические (в том числе психосоматические) страдания, такие как постоянный террор (из-за пугающего опыта), которые также могут быть излечены подобными методами. В большинстве языков другой термин, отличный от переводимого «шамана», обычно применяется к религиозному должностному лицу, ведущему жертвенные обряды («священник») или к расовому («мудрецу») традиционных знаний; однако может быть больше перекрытия в функциях (с шаманом), в случае интерпретатора предзнаменований или снов. Существуют различные типы шаманов, которые выполняют более специализированные функции. Например, среди людей Нани особый вид шамана действует как психопап. [40] Другие специализированные шаманы могут различаться по типу духов или царств духовного мира, с которыми обычно взаимодействует шаман. Эти роли различаются среди ненцев, шаманов Enets и Selkup. [41] [42] Среди хуихолов [43] есть две категории шамана. Это демонстрирует различия между шаманами в одном племени. Среди людей хмонг, шаман или Нтсив Ний (Ти-Ненг), действует как целитель. Ntxiv Neej также выполняет ритуалы / церемонии (извлечения души), призванные вернуть душу из своих многочисленных путешествий в физическое тело человека. Ntxiv Neej может использовать несколько шаманских инструментов, таких как мечи, роги божественности, гонг (барабан) или колокольчики / джинглы. Все инструменты служат для защиты духов от глаз неизвестного, что позволяет Ntxiv Neej доставлять души обратно их собственному владельцу. Ntxiv Neej может носить белое, красное или черное покрывало, чтобы скрыть душу от своих нападавших в духовном измерении. Границы между шаманом и мирянами не всегда четко определены. Среди Барасаны Бразилии нет абсолютной разницы между теми, кто признан шаманами, и теми, кто их не придерживается. [Править] На самом низком уровне большинство взрослых обладают способностями как шаманы и будут выполнять те же функции, что и те, кто имеет широкое распространение репутацию за свои полномочия и знания. Шаман Барасаны знает больше мифов и понимает их смысл лучше, тем не менее большинство взрослых также знают много мифов. [44] Среди инуитских народов миряне имеют опыт, который обычно приписывают шаманам тех инуитских групп. Базовые концепты Afterlife Animism Bora Communitas Сравнительная религия Прорицание Божественный язык Эволюционное происхождение религий Фетишизм Великий Дух Идеотеизм Инициирование Лиминальность Магия Мана Монотеизм Политеизм Транстиизм Возрождение движения Обряд прохода Ритуал Священный язык Священно-профанальная дихотомия Шаманизм Теории о религиях Тотем Почитание мертвых Шаманизм - это практика, которая включает в себя практикующего, достигающего измененных состояний сознания, чтобы воспринимать и взаимодействовать с духовным миром и направлять эти трансцендентальные энергии в этот мир. [1] Шаман (/ ʃɑːmən / SHAH-men или / ʃeɪmən / SHAY-mən) - это тот, кто считается доступным и влияющим в мире доброжелательных и злобных духов, которые обычно входят в состояние транса во время ритуала, и практикует гадание и исцеление. [2] Слово «шаман», вероятно, происходит от эвенкийского языка Тунгуса в Северной Азии. Согласно этнолингвисту Юхе Яньхунену «это слово засвидетельствовано во всех идиомах Тунгуса», таких как Негидаль, Ламут, Удехе / Орочи, Нанай, Ильча, Орок, Маньчжу и Улча, и «ничто не противоречит предположению, что смысл» шаман »также происходит из Прото-Тунгусика» и может иметь корни, которые простираются назад во времени, по крайней мере, два тысячелетия [3]. Этот термин был введен на запад после того, как русские войска завоевали шаманское Казанское ханство в 1552 году. Термин «шаманизм» впервые был применен западными антропологами как внешними наблюдателями древней религии турок и монголов, а также соседних народов тунгусиков и самодийцев. Наблюдая больше религиозных традиций во всем мире, некоторые западные антропологи стали также использовать этот термин в очень широком смысле. Этот термин использовался для описания несвязанных магико-религиозных практик, обнаруженных в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралии и даже совершенно не связанных частей Америки, поскольку они полагали, что эти практики похожи друг на друга [4]. Мирча Элиаде пишет: «Первое определение этого сложного явления и, возможно, наименее опасное будет: шаманизм =« техника религиозного экстаза »». [5] Шаманизм включает в себя предположение, что шаманы являются посредниками или посланниками между человеческим миром и духовные миры. Говорят, что шаманы лечат болезни / болезни, поправляя душу. Устранение травм, влияющих на душу / дух, восстанавливает физическое тело индивидуума до равновесия и целостности. Шаман также входит в сверхъестественные сферы или измерения, чтобы получить решения проблем, с которыми сталкивается сообщество. Шаманы могут посещать другие миры / измерения, чтобы привести руководство к заблудшим душам и улучшить болезни человеческой души, вызванные чужими элементами. Шаман действует прежде всего в духовном мире, который, в свою очередь, влияет на мир человека. Восстановление баланса приводит к устранению недуга. [5] Верования и практики, которые были классифицированы таким образом как «шаманские», привлекли интерес ученых из самых разных дисциплин, включая антропологов, археологов, историков, ученых-религиоведов, философов и психологов. Сотни книг и научных работ на эту тему были подготовлены, а рецензируемый академический журнал посвящен изучению шаманизма. В XX веке многие западные люди, участвующие в контркультурном движении, создали современные магико-религиозные практики, под влиянием их идей коренных религий со всего мира, создавая то, что было названо неохаманизмом или неохаманическим движением [6]. Это повлияло на развитие многих неопаганских практик, а также столкнулось с любезностью и обвинениями в культурном присвоении [7] эксплуатации и искажении информации, когда внешние наблюдатели пытались представить культуры, к которым они не принадлежа